Гибель соединения Z: как самолет доказал, что он сильнее линейного корабля

Споры теоретиков

Всякий раз, когда в истории человечества появлялся новый вид оружия, военные делились на скептиков и энтузиастов. Начинались подковерные войны внутри ведомств — дать ли сторонникам «революционных новинок» ресурсы и людей или же направить их на что-то еще, чаще всего уже обкатанное и проверенное. В каких-то случаях новый вид оружия занимал свою узкую нишу, не меняя сути войны. Так случилось с торпедными катерами, на которые тоже были большие надежды. В других же ситуациях новинка меняла все — как это было с авиацией.

После Первой мировой стало ясно, что авиация уже навсегда изменила облик вооруженных сил. Но глубина этих изменений была дискуссионной. Американский генерал Уильям Митчелл ставил опыты с атакой самолетов на корабль-мишень, итальянец Джулио Дуэ создавал теорию тотальной воздушной войны. Но оппоненты заявляли: уничтожить бронированный корабль с воздуха, когда он не стреляет в ответ, еще не значит доказать, что самолет сильнее корабля. Это, мол, как избить беззащитную боксерскую грушу.

Ситуацию несколько изменил дерзкий налет на итальянский город Таранто в ноябре 1940 года. Тогда тихоходные британские торпедоноцы «Свордфиш», взлетев с палубы авианосца, потопили один линкор и тяжело повредили еще два. Потеря здоровенных, дорогущих и трудоемких в постройке линкоров тяжело ощущалась итальянцами. Удар, фактически, сравнял силы сторон на Средиземном море — от преимущества Италии не осталось и следа.

Линейный крейсер «Рипалс».
Линейный крейсер «Рипалс».Источник: Wikimedia

Год спустя, в декабре 1941 года, японцы повторили этот фокус при налете на Перл-Харбор, разгромив американские линкоры на Гавайях. Но эти победы не были убедительны для авиаскептиков. Корабли, хоть и вели ответный огонь, но был зажаты в гавани и не могли маневрировать в открытом море. И как будто для того, чтобы не оставить «противникам» авиации ни шанса, через несколько дней после Перл-Харбора произошли события с Соединением Z. Они подробно описаны в книге Владимира Кофмана «Флагманы британского флота. Линкоры типа «Кинг Джордж V»» (2015 г.).

На помощь Сингапуру

Немцы разгромили Францию в Европе весной-летом 1940 года, но дело в итоге не ограничилось Парижем. У французов имелись обширные колонии, азиатская часть которых очень интересовала японцев, активно сколачивающих собственную империю в Азии. Поэтому японцы очень активно прибирали практически бесхозные французские владения к рукам.

Японский торпедоносец G3M.
Японский торпедоносец G3M.Источник: Wikimedia

Британцы, имевшие собственные колонии в регионе, особую ценность из которых имел Сингапур, не могли не реагировать на события. Даже несмотря на то, что Япония пока что не находилась с ними в состоянии войны. Для этого они сформировали Соединение Z, основную ударную силу которого составляли два судна — линейный крейсер «Рипалс» и линкор «Принс оф Уэлс». Такие сведения приводит в книге «Ужас “карманных” линкоров. Линейные крейсера “Ринаун” и “Рипалс”» Владимир Кофман (2011 г.).

Это были современные корабли, появление которых вызывало зубовный скрежет в японских штабах — Соединение Z обладало достаточной ударной силой, чтобы причинить серьезный ущерб. В декабре 1941 года, когда Япония все же выступила против союзнической коалиции (за исключением СССР), в ее штабах рассматривали идею удара по Сингапуру. Планировалось вывести из строя британские линкоры так же, как американские в Перл-Харборе.

Момент истины

Англичане не собирались сидеть на месте. Они решили самостоятельно выйти в море, найти японский флот и разгромить его. Соединение Z, правда, неприятеля найти не смогло, и поначалу было решено возвращаться обратно. Но в итоге удача, казалось бы, улыбнулась англичанам — из Сингапура доложили, что японцы высаживаются в городе Куантан. И линейные корабли, уверенные в своей силе, двинули туда.

«Принс оф Уэлс» по прибытии в Сингапур.
«Принс оф Уэлс» по прибытии в Сингапур.Источник: Wikimedia

Вполне возможно, британцы смогли бы застать противника врасплох и устроить японцам кровавую баню. Но высланные в Куантан самолеты сообщили, что там никого нет. Время на то, чтобы скрыться в Сингапуре, было потеряно — теперь линкоры оказались под ударом японской авиации.

В 11 утра 10 декабря на Соединение Z набросилась первая волна — девять бомбардировщиков. Это был только аперитив. Вторая волна состояла из более чем четырех десятков самолетов, большую часть из которых составляли торпедоносцы. Тогда был тяжело поврежден «Принс оф Уэлс».

Тонущий «Принс оф Уэлс».
Тонущий «Принс оф Уэлс».Источник: Wikimedia

В третьей волне было всего 18 самолетов — поровну торпедоносцев и бомбардировщиков. Но на этот раз они почти одновременно заходили с разных сторон. Поэтому свою долю торпед получили оба крупных корабля — и оба отправились на дно.

После этого боя сомнений не осталось ни у кого — большой линейный корабль даже в открытом море не может противостоять организованным атакам десятков самолетов. В истории флотов мира была открыта новая страница.

Это тоже интересно:

Зачем Китай строит самую большую солнечную электростанцию в пустыне

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *